Я закрываю глаза, находясь в замкнутом бетонном контуре московской квартиры: в моем видении я слышу шум пальм, море игриво шепчет где-то неподалеку. Нет никакой холодной русской зимы, тяжелых шуб и вечного серого неба над головой. И не так давно я поняла: это видение может стать реальностью! Тогда мы с мужем сели и стали придумывать план, как перезимовать в лете. Мы никогда до этого никуда не путешествовали надолго, никогда не искали  жилье в другой стране на длительный срок. Поэтому эта статья подойдет тем, кто едет зимовать на берег в Индии впервые — в нем описаны все основные моменты.

Почему мы решили поехать в Индию

Мы выбирали между Вьетнамом и Индией, но в итоге остановились на последней: в первом случае меня остановила более сложная процедура получения визы на длительное время — ведь мы собирались уехать не менее, чем на 4-5 месяцев. Для длительного проживания во Вьетнаме необходимо делать visa run в соседние страны, тогда как в Индию можно сразу получить визу на полгода. Для первого большого самостоятельного путешествия мы остановились на варианте попроще.

В результате мы решили провести зиму в Гоа, сначала побывав Мумбаи по рабочим делам. Мы провели 3 дня в Мумбаи, остальное время пришлось в Гоа: 3 дня в Мапсе, 10 дней январских каникул в Анджуне, а после этого мы нашли квартиру для длительного проживания в Мандреме — соседней от Арамболя деревне. Нам предстояло узнать много нового — обо всех этих местах в интернете мы встречали лишь фрагментарные данные.

В индийском визовом центре в Москве мы подали документы на однократную визу с первого раза, заплатив по 3350 рублей каждый. Для подачи документов помимо загранпаспорта нужно было предоставить ксерокопии некоторых страниц внутреннего российского паспорта, билеты в Индию, бронь билетов обратно и бронь отеля на первые несколько дней пребывания. Мы не могли купить билеты обратно при подаче документов на визу, так как не знали точной даты нашего возвращения. Поэтому мы забронировали билеты на Turkish Airways на примерное время отлета обратно – они держат бронь билетов до трех суток, и этого времени достаточно, чтобы успеть подать документы.

Электронная индийская виза самостоятельно

Через неделю мы забрали паспорта с визами — теперь мы готовы к отлету.

Расходы на перелет:

• Билет Москва-Мумбаи- 22000 рублей
  • Однократная виза на полгода — 3350 рублей

NB! Мы улетали из Москвы 19 декабря; если вам нужно сразу в Гоа и вы не строго ограничены во времени, имеет смысл вылетать 1-2 января: прямые чартеры стоят от 12 500 рублей

Прибытие в Мумбаи

Билеты до Мумбаи мы покупали через Skyscaner.ru c четырехчасовой пересадкой в Дубаи. Мы вылетели в 8 утра из аэропорта Шереметьево. Это был наш первый полет с пересадкой в транзитной зоне; в аэропорту Шереметьево наш багаж сразу зарегестрировали на оба рейса, так что нам нужно было его забрать лишь в конечном пункте назначения. Но сами мы, по словам девушки на стойке регистрации, должны были самостоятельно зарегистрироваться на рейс в аэропорте Дубаи. По прилету в Дубаи нас провели в транзитную зону, где выдали один посадочный талон на двоих. Мы решили, что это и есть регистрация на наш рейс. С этим талоном мы пошли на посадку в самолет, где милая мусульманская женщина сказала, что нам повезло — она только что зарегистрировала нас на наш рейс, а так это стоило бы сделать пораньше и в порядке общей очереди на стойке регистрации. Нам никто не проинструктировал насчет этого в аэропорте Дубаи.

Индия начала встречать нас сразу при посадке в самолет: одна ножка откидывающегося столика сломана, впереди сидящие индийцы с удовольствием откидывают расташанные кресла, так что их спинки  упираются в носы сидящих позади. Стюарды помогают всем пассажирам укладывать багаж, кое-где сверху из-под крышек отсека для ручной клади кокетливо свешиваются ремни сумок. Подача напитков и еды организована не очень хорошо, пустые лоточки убирают с опозданием, но сама еда невероятно вкусная и свежая: йогурт из самолетного набора был такого вкуса и качества, какие на родине нечасто встретишь в магазине!

В полночь мы приземлились в международном аэропорте Мумбаи.

Как доехать в гостиницу в Мумбаи без Google Maps? Хроники стихийного ориентирования

Мы не спали практически сутки, очень устали от трансфера, поэтому решили выбрать предоплаченное такси, чтобы добраться до отеля. Стойка местного Prepaid Taxi встретилась нам раньше, чем стойка Uber, хотя, возможно, выбор последней избавил бы нас от части приключений, так как у водителей Uber работает GPS. Нам же предстояло познакомиться с настоящим местным колоритом. На стойке нам выписали чек в 870 рупий и мы отправились к такси.

У местной недвижимости далеко не всегда есть адрес в формате «Улица, дом». У гостиниц и отелей вместо точного адреса часто можно увидеть что-нибудь типа «Рядом с заправкой, храмом Шивы и рестораном «Пет Пуджа». В отсутствии Google Maps и иных навигаторов с картой точный адрес следует узнавать по телефону. Но на номер нашего отеля мы дозвониться не смогли.

Мы никаких карт с gps не подготовили: опираясь на предыдущий опыт,  мы почему-то решили, что если такси предоплаченное, то таксист точно знает дорогу. Но не тут-то было.

Спустившись вниз, мы нашли координатора, который показал, в какое такси садиться. Из такси вышла женщина крепкого телосложения, одной рукой выхватила у мужа чемодан весом в 21 килограмм и стремительно закинула его на переднее сиденье рядом с собой. В голове мелькнула мысль: «эта женщина нас точно куда-нибудь довезет».

Времени было полтворого ночи, и таксистка повезла нас по беспокойным ночным улочкам Мумбаи. С грехом пополам мы объяснили ей, в какой примерно район нужно ехать. Муж тщетно бросал тщательно выстроенными фразами на английском: кажется, нас понимали совсем плохо. На треснутом смартфоне таксистки GPS также не работал. В распечатке с букинга в строке адреса значилось near Bungalow, и водительница  пыталась убедить нас, что мы распечатали не тот адрес, потому что в распечатке написано Bungalor – а это город в совсем другом индийском штате. Букву “w” на конце она игнорировала. Однака мы смогли ее убедить, что адрес правильный.

В какой-то момент мы проехали нужный нам поворот, и пришло время познакомиться со спецификой индийского движения: высунувшись из окна машины, тормозя жестами встречное движение, таксистка выполнила разворот через оживленное четырехполосное шоссе.

Водительница стала останавливаться у любых оживленных островков людей и спрашивать, как проехать, показывая распечатку. Где-то около трущоб какой-то очень хмурый и суровый индиец стал с интересом осматривать содержимое салона, а мы решили схоронить сумку с ноутбуком подальше — где-то я читала, что Мумбаи — не самый безопасный город.

В районе Kandivali East, что было уже почти то, что нам нужно, таксистка бросала машину то около аптеки, то около кафе, и шла спрашивать дорогу. По улицам беспокойно бегали бродячие собаки. Мы продолжали кружить по району. Несколько раз она останавливалась и уверенно говорила: здесь. А мы отвечали: нет, это не наш отель. Нам нужен OYO Om Sai Residency. И поиск продолжался.

Усталость и абсурд достигли апогея, и ангел спустился с небес ровно в эту минуту: молодой человек на мотоцикле с выражением понимания на лице кивнул таксистке, и увлек нас за собой. Вывеска горела ярко и приветливо. Наконец-то мы нашли  OYO Om Sai Residency! Заселяемся в гостиницу.

Расходы за день: такси из аэропорта до гостиницы —  870 рупий.

Мумбаи — город зарешеченных окон

Нам не сразу выдали нужный номер: мы бронировали номер с двумя одноместными кроватями и собственной ванной, нам же предложили номер с одной двуспальной кроватью и ванной, общей с соседним номером. С третьего раза мы получили номер с двуспальной кроватью и отдельной ванной, и на этом решили остановиться, не искушая судьбу.

Мумбаи, или как его часто все еще называют, Бомбей, считается самым дорогим городом Индии, так что ситуация с отелями тут такая же, как и в других сверхкрупных городах: за качество приходится платить очень дорого. Мы сняли номер на 3 дня, это обошлось нам в 11 370 руб. В первых двух вариантах, предложенных отельером, стены были залапаны (кто-то нещадно боролся с комарами), и после наших просьб нам все-таки дали номер почище. Зато ванна была грязная и в номере не работала горячая вода. Да и ребята на ресепшене особым рвением насчет сервиса не отличались. Местные работники суетливо помогали носить багаж (а он у нас немаленький, с учетом того, что мы повезли все для работы в отдалении от дома), и смешной, круглый во всех местах индиец после заноса чемоданов застрял в дверях, что-то еще показывая насчет шпингалетов и включения вентилятора, пока меня не осенило: хорошо бы оставить бакшиш. Мы вручили ему 20 рупий, завалили его словами thank you, и он удалился. На часах времени было 3 ночи, мы наконец рухнули спать.

На следующий  день мы пошли исследовать район Kandivali East, в котором расположились, предварительно поев — завтрак был включен в стоимость. Тут мы познакомились с еще одной характерной индийской особенностью: в по-настоящему индийском кафе или ресторане нельзя выпить чая без молока. Может быть молоко, чай с молоком, кофе с молоком, чай с молоком и специями, молоко со специями, но обычного листового чая в таких местах не бывает. Что такое горячий какао индийцы тоже далеко не всегда знают, и могут принести крошечную чашку цельного горячего молока, на поверхности которого плавает порошок типа «Золотой ярлык». Это горячий какао!

На завтрак мы поели пури — жареные в масле лепешки, с бхаджи — бобами в остром соусе, запив это очень сладким чаем с молоком. Я также взяла жареный тост с маслом и вареньем — мужчина на раздаче сам все намазывал и выдавал. Конечно, все это делалось по-свойски, без перчаток, шапочек и халатов. Так мы стали знакомиться с местным отношением к санитарным нормам — у европейца они могут вызвать депрессию.

Как мы узнали позже, Kandivali East относится к хорошим и безопасным районам Мумбаи, где можно спокойно гулять до часу ночи. Местная молодежь, да и не только, расслабленно ходит со смартфонами и торчащими из брюк лопатниками. В неказистой с виду лавке по пошиву одежды девушка может сидеть с айпадом. Как нам здесь сказали — Индия целиком диджитализирована! Это похоже на правду.

Окна в Мумбаи

В безопасность района поначалу сложно было поверить, так как все окна на всех домах забраны решетками. В окнах квартир виднеется совершенно обычная жизнь, европейские машины среднего класса  мирно припаркованы около домов— и тем не менее нельзя встретить ни одного голого окна. Элитные жилые комплексы не имеют зарешеченных окон, зато обнесены по периметру колючей проволокой.

В крупнейший индийский город съезжаются люди со всей страны, чтобы заработать денег на сытую зрелость и старость. Заводят здесь магазин, копят деньги, и к 50 годам уезжают обратно в свою деревню, где покупают большой дом и хорошую машину. Позже мы разговаривали с хозяином нашего хостела в Анджуне, Гоа, и он говорил, что все, о чем думают в Мумбаи, это деньги, деньги, и еще раз деньги. Такова судьба крупных торговых городов.

Второй день я провела в номере, а муж уехал в ай-ти квартал на встречу. Я заказывала еду в номер, ее готовил ресторан неподалеку. Вегетарианское тали (набор из риса и нескольких соусов и подлив с бобами и лепешками) стоит 120 рупий, и им можно объесться. Все довольно острое. По старой привычке я заказала два-три блюда, думая, что порции тут московские, и еле осилила одно. Весь обед обошелся в 360 рупий.

Муж обедал в фуд-корте в ай-ти квартале, чай и сендвич обошлись ему в 450 рупий. По местным меркам, это очень дорого.

В Индию мы везли стандартный аптечный набор, но быстрее всего стал расходоваться активированный уголь: на третьи сутки я наконец схватила несварение. Дело не только в других санитарных условиях, но даже в просто непривычной еде и другой микрофлоре.

Первый раз в Мумбаи

Бутилированная вода стоит 20 рупий за литровую бутылку. Мы покупали ее в количестве, так как в том числе чистили с помощью нее зубы, наслушавшись страшных рассказов о небезопасности воды. По крайней мере, психологически так было легче перенести знакомство с санитарной обстановкой в Мумбаи

Третий день мы отвели на подготовку к отъезду в Гоа. Необходимо было сориентироваться, куда конкретно мы поедем, выбрать способ перемещения и забронировать гостиницу. Так мы познакомились с достаточно комфортабельным, на мой взгляд, способом перемещения — слипер басом. Ночным автобусом с лежащими местами.

Расходы за три дня:

• Проживание в отеле OYO OM Sai Residency: 11 370 рублей (бронировали в Москве, поэтому цена в рублях)
  • Расходы на еду и воду — 4000 рупий

Слипер бас в Гоа

Мы забронировали билеты на слипер-бас в интернете. Один из удобных сервисов — это 12Go.Asia. Это международный агрератор рейсовых автобусных маршрутов, так же представленный в Индии. При бронировании можно было выбрать один из трех конечных пунктов маршрута — Панаджим, Мапса, Маргао. Мы остановились на Мапсе, так как из нее удобно уезжать в Арамболь и соседние с ним деревни. Мы выбрали самый дорогой вариант: билеты на двоих обошлись в 5700 рупий + 60 рупий за страховку. Так же были варианты за 1800 рупий за человека и за 1500. Это цены периода нового года, уже с середины января билет на такой же рейс стоил лишь 1000 рупий с человека.

Наш автобус отправлялся в 17:40 из Мумбаи и прибывал в 8:00 в Мапсу. Необходимо было выбрать пункт посадки — автобус останавливался не менее, чем в 8 разных местах по городу. Мы  выбрали наиболее понятное для нас место неподалеку от отеля, так как опасались, что не найдем самостоятельно точку отправления; на Google Maps она значилась как остановка на хай-вее.

Такси Uber от отеля до места посадки стоило 200 рупий. Когда водитель высадил нас на месте, помеченным синим гугловским маячком, мы ахнули: место посадки было крошечным пятачком на обочине восьмиполосного шоссе. Никакого специального места для приема пассажиров тут не было, как и всего того, что можно представить в качестве инфрастуктуры, обслуживающей междугородные рейсы. Люди с чемоданами и прочими дорожными пожитками стояли группками и ждали каждый свой автобус. Мы подошли к молодому индийцу в очках и со смартфоном, спросив, как найти наш рейс. Он обратил внимание на название Kanade Travels в распечатке билета, и сказал, что это и есть наш перевозчик. Нужно было смотреть на название автобуса.

Хотя в бронировании было написано, что автобус стоит на стоянке 15 минут, на деле все совершенно по-другому: автобусы тут лихо сбрасывают скорость около остановки, а люди их окончательно тормозят и садятся. Все происходит очень быстро.

Мы совершенно не успели завести местные симки по прилету, а жаль: в бронировании было написано, что вся актуальная информация по поводу рейса передается через WhatsApp. У нас были только российские симки, а WhatsApp отказывался с ними взаимодействовать.

Вечерело, семейные индийцы спокойно всматривались в движение на хай-вее в поисках своих автобусов. Мы не совсем понимали, что происходит. Время прибытия автобуса уже прошло, а он так и не появлялся. Друзья, бывавшие в Индии, рассказывали, что индийский поезд может опоздать на три дня. В голове роились мрачные мысли. Они, правда, совсем не оправдались: наш автобус пришел с опозданием в 50 минут. Мелькнуло лобовое стекло с Kanade Travels большими буквами в верхней его части, а я, бросив мужа с чемоданами, бежала и орала мужчине-кондуктору, стоявшему в открытых дверях, чтобы он остановил автобус. Такое рвение, наверное, было излишним: кроме нас были еще пассажиры, махавшие ему чуть впереди, и автобус вскоре остановился. Нам открыли багажных отсек, мы погрузили все вещи, и наконец вошли в салон.

Это оказался комфортабельный Volvo с кондиционером. В слипер басах есть одинарные и двойные места — мы выкупили двойное место. Если вы путешествуете одни, покупайте только одинарное место — иначе будет вероятность, что рядом с вами окажется индиец, с которым вы проведете всю дорогу до пункта назначения.

Все места отделены от общего коридора занавесками. Для меня как ценителя приватности это важный элемент комфорта, поэтому я считаю, что хороший слипер бас лучше, чем обычный открытый плацкарт. Обшивка в салоне была новая, кондиционер исправно работал. Можно было выдохнуть в чистоте и спокойствии. Мы выдвинулись из Бомбея. Беруши пригодятся в таком путешествии — регулировка движения на дорогах преимущественно осуществляется бибиканием, в том числе в ночное время. На всем крупном автотранспорте встречается надпись “Blow ok horn” — гудеть и бибикать одобряется. Многие, если не все маневры транспорта осуществляются с помощью звуковых сигналов. Пока автобус мерно нас укачивал, мы могли слушать обрывки джаза — его гудок был полифонический и очень музыкальный.